Иногда художественная подделка настолько сложна, что обманывает даже специалистов. Например, в 2011 году Sotheby’s заключила сделку на портрет темного джентльмена, который, по словам художника Франса Халса Старшего, 17-го века. Покупатель заплатил примерно 15 миллионов австралийских долларов (10,9 миллиона долларов США). В 2016 году на фоне ряда подобных скандалов было обнаружено, что эта работа частично выполнена из синтетической краски, что делает невозможным ее предполагаемое происхождение.
Это был не единичный случай. В последнее десятилетие многие другие престижные лондонские аукционные дома и нью-йоркские галереи были также пойманы на продаже картин, предположительно художниками, начиная от старых мастеров и заканчивая современными абстрактными экспрессионистами, которые были показаны как подделки.
Исследователи из Суинберна разработали электронную систему, которая обещает усложнить жизнь искусствоведам. Профессор Ян Сян, декан Платформы инновационных возможностей в области цифровых исследований, и его коллеги из Института исследований в области наук о данных используют тот же подход кибербезопасности, что и Биткойн, чтобы гарантировать происхождение и подлинностьпроизведений искусства.
Система должна не только улучшить логистику для торговли предметами искусства — ежегодный мировой рынок стоимостью 82 миллиарда долларов, но и предоставлять дополнительные преимущества для художников, такие как постоянные гонорары.
Суинберн и его партнер, основанный в Мельбурне стартап ArtChain Global, объявили о безопасной платформе для торговли произведениями искусства в 2018 году. «Мы ожидаем, что эта новая система станет технологией, которая изменит игру», — говорит Сян. «Разработанная Swinburne безопасная цифровая технология, лежащая в основе платформы, имеет приложения, выходящие далеко за рамки мира искусства, которые могут варьироваться от логистики до здравоохранения», — добавляет он.
ArtChain выходит на рынок
Партнерство Сяна с ArtChain Global началось в конце 2017 года, когда базирующаяся в Мельбурне группа обратилась к исследователю кибербезопасности, чтобы спросить, есть ли у Суинберна какие-либо возможности с компьютерной технологией, называемой блокчейн . «У нас есть ряд исследователей, работающих над проектами блокчейна в области НИОКР, поэтому он идеально подошел», — говорит Сян.
Блокчейн наиболее известен в контексте биткойнов и его виртуальных виртуальных валют. Блокчейн создает безопасную среду, в которой эти «криптовалюты» могут храниться и продаваться. «Криптовалюты — это первое реальное применение технологии блокчейна», — говорит Сян.
«Чтобы описать, как работает блокчейн, я хотел бы использовать церемонию бракосочетания в качестве примера», — говорит Сян. В большой день все друзья и родственники становятся свидетелями этого события и каждый может подтвердить, что церемония состоялась.
В случае транзакции с криптовалютой в качестве свидетелей выступают распределенная сеть приглашенных компьютеров, каждая запись о которой имела место обмен средствами. Подобно тому, как все приглашенные на свадьбу запоминают событие, все компьютеры хранят одинаковую копию записи транзакции. Если кто-либо попытается обманным путем манипулировать записью криптовалюты, доктрированная копия больше не будет соответствовать версии всех других компьютеров, и изменение будет отклонено. «Биткойн — это первое приложение, которое показывает потенциал блокчейна», — говорит Сян. Но та же самая идея может поддержать почти любой тип сделки, говорит он.
В том числе торговля искусством. «Несмотря на то, что сделок с высокой стоимостью так много, одной из ключевых проблем в этой отрасли является подлинность произведений искусства и коллекционирования», — говорит он. Разработка платформы для торговли искусством на основе блокчейна устранит эту проблему. Использование блокчейна было бы похоже на наличие нескольких свидетелей под рукой, чтобы наблюдать, как художник продает произведение дилеру или коллекционеру, а затем наблюдать за каждой последующей продажей произведения.
Технологически адаптировать блокчейн-код для нового приложения не так уж сложно, так как есть несколько платформ с открытым исходным кодом, доступных для использования, говорит Сян. Самая большая проблема заключалась в разработке протоколов, позволяющих надежно соединить физические изображения с записью цифрового блокчейна. По словам Сяна, команда применила передовые электронные технологии для решения этой проблемы.
Первый уровень безопасности связан с прикреплением к объекту интеллектуальной электронной метки с подключением к Интернету, соединяющей изображение с Интернетом вещей (IoT). Эти теги, которые дают обложке уникальную онлайн-идентификацию, также могут быть интегрированы с модулями GPS-отслеживания, поэтому его физическое местоположение всегда известно.
В качестве дополнительной меры безопасности команда разработала программу искусственного интеллекта (ИИ), которая анализирует изображения с камеры с высоким разрешением реальных художественных работ. «Если есть подделка, ИИ может обнаружить очень незначительные признаки, не распознаваемые человеческими глазами», — говорит Сян. ИИ, который основан на алгоритмах глубокого обучения, обучен распознавать подделки, позволяя ему анализировать огромную библиотеку изображений. Такие атрибуты, как насыщенность цвета, яркость и глубина, анализируются для выявления незначительных различий между реальной версией и копией. Система уже работает достаточно хорошо в лаборатории, говорит Сян. Реальные испытания начались в 2018 году.
Платформа арт-трейдинга объединит все эти новые технологии в единый интерфейс. «Мы разработали комбинированную систему, которая использует AI и IoT, а также блокчейн», — говорит Сян. «Таким образом, вся система включает в себя несколько новых технологий, все сделано в Суинберне».
Текущие роялти
Джон Янг, мельбурнский художник и владелец студии, консультировал ArtChain Global при разработке платформы. «Я очень оптимистичен в отношении его возможностей», — говорит Янг. «Есть несколько областей, где это явно очень хорошая вещь». Не в последнюю очередь, конечно, подтверждает подлинность произведения искусства.
Хотя поддельные работы, которые, как утверждают, были нарисованы такими фигурами, как Джексон Поллок, имеют тенденцию захватывать заголовки, эти громкие дела — вершина айсберга, когда дело доходит до художественного копирования. Более распространенная угроза для современных работающих художников — копирование и использование в режиме онлайн изображений их произведений искусства без разрешения, указания авторства или оплаты.
«У меня были люди, снимающие работу с моего сайта, затем увеличивающие ее до полного размера и использующие как витрину», — говорит Янг.
Регистрация работы на ArtChain будет гарантией, предоставляя сроки и доказывая, что Янг был создателем работы.
Помимо его учетных данных, еще одной ключевой особенностью является то, как запись блокчейна растет со временем. Каждый раз, когда объект торгуется — будь то биткойн или картина — новая позиция (или «блок») добавляется в конец существующего файла записи. Таким образом, сама запись служит хронологической историей владения объектом и его происхождения.
«Для арт-рынка провенанс очень важен», — говорит Янг. «Произведение, хранящееся в коллекции в течение 50 лет, иногда считается более ценным, чем произведение, которое постоянно продавалось на вторичном рынке».
Растущая запись блокчейна имеет и другие потенциальные преимущества для торговли искусством. Это позволяет выплачивать роялти художнику за каждую последующую продажу его работы. Предметы, проданные художниками на ранних этапах их карьеры, могут значительно возрасти в стоимости, так как художник делает себе имя. «Традиционно художник не может получить никакой выгоды от этого, — говорит Сян. — В платформу блокчейна мы внедрили новую систему роялти. Поскольку блокчейн не может быть изменен или изменен третьими лицами, художник может собирать гонорары много лет спустя », — говорит он.
По словам Янга, художники должны быть осведомлены об операциях с искусством, основанных на блокчейне, прежде чем они смогут их принять. «Как и любой технологии запуска, пользователям нужно быть уверенными в доверии». Но Сян говорит, что прием системы до сих пор был положительным среди художников.
ArtChain также планирует экспансию в азиатские страны.
От искусства до противомалярийных препаратов
Для Сяна и его команды основанная на блокчейне арт-торговая платформа — это только начало их работы в этой области. «Фундаментальная технология применима ко многим другим областям, в частности в цепочках поставок», — говорит Сян.
Их система комбинирования, ИИ, IoT и блокчейн может быть легко адаптирована для торговли другими предметами коллекционирования, такими как ювелирные изделия.
Эта технология также может стать незаменимым инструментом в борьбе с растущей торговлей поддельными лекарствами.
Поддельные версии противомалярийных препаратов, которые содержат мало или не содержат активного ингредиента, вызывают особую обеспокоенность, по данным Всемирной организации здравоохранения, которая установила, что некачественные и поддельные лекарства могут ежегодно вызывать до 116 000 случаев смерти от малярии только в странах Африки к югу от Сахары.
Развивающиеся страны особенно уязвимы перед импортом поддельных наркотиков, поскольку им часто не хватает ресурсов для выявления преступления. Но даже в странах с жестким регулированием, таких как Австралия, небольшое количество контрафактных лекарств может иногда попадать в систему здравоохранения.
Та же технология блокчейн-IoT, разработанная Сян для записи подлинности и происхождения произведений искусства, может быть использована для обеспечения безопасности цепи поставок фармацевтических препаратов, обеспечивая возможность отслеживания каждой упаковки с лекарственными средствами обратно к первоначальному производителю. Такая основанная на блокчейне платформа может расширить усилия по контролю над этой проблемой со стороны регулирующих органов и фармацевтических компаний, что уже включает усложнение упаковки.
«В ближайшие несколько месяцев у нас будут связи с другими отраслями, особенно в области здравоохранения, образования, транспорта и логистики», — говорит Сян.
Теги: IoT, ИИ