Вчера в Санкт-Петербурге установили арт-объект ZAMESTIM, созданный из букв логотипов компаний, ушедших с российского рынка (Zara, Adidas, McDonalds, Ikea, Skoda и др.). Но большинство предпринимателей не так оптимистичны: восполнить образовавшийся на рынке вакуум не будет ни просто, ни быстро. Уже сейчас приходится заполнять «дыры» на полках супермаркетов. Сейчас формируется список запчастей и товаров, которые можно будет ввозить через третьи страны без получения разрешения от правообладателей, без лицензий (Приказ Минпромторга №1532 от 19 апреля 2022 г.). Например, в этом списке уже есть запчасти для ушедших с российского рынка автомобильных марок. Но даже после публикации списка останется ряд проблем: раньше наши торговые и сервисные компании работали с российскими представительствами, теперь придется оплачивать в валюте, а также создавать совершенно новые логистические цепочки. Это принципиально другие бизнес-процессы, достаточно сложные и дорогие.
«Мы создали платформу PARAvvoz, которая позволит предпринимателям восполнить вакуум товаров, комплектующих, запчастей и получить так называемый параллельный импорт без всяких сложностей – и в финансах, и в логистике», – рассказал руководитель проекта Дмитрий Скрипкин. Проект в тестовом режиме запущен с середины апреля, на сайте, предназначенном для клиентов B2B, уже есть товары трех брендов, почти 2000 наименований. Сейчас это товары бытовой химии, косметики и гигиены. Дальше ассортимент будет расширяться.
Развиваться будут два направления: первое – это, по сути, магазин для B2B, где можно будет выбрать необходимые позиции, оплатить их и получить так, как будто покупаешь на отечественном рынке. И второе – пользователь создает запрос на интересующие товары и бренды, PARAvvoz ищет поставщиков, выстраивает логистику, закупку и доставляет покупателю. Для начала это будут товары сферы FMCG, в дальнейшем, по словам Скрипкина, планируется также поставлять запчасти для недродобывающих отраслей (запчасти и комплектующие для оборудования).
«Регионы пока еще не все ощутили остроту ситуации, у некоторых есть старые запасы, и они торгуют ими, распродают остатки, но с начала лета волна дефицита докатится до всех территорий, – считает Дмитрий Скрипкин. – Поэтому мы сейчас интенсивно тестируем, дорабатываем и подкручиваем платформу, чтобы она была полностью готова и могла закрыть потребности рынка. Когда будут утверждены списки брендов и товаров, мы заработаем в полную силу, сейчас мы уже на низком старте».
Платформу paravvoz разрабатывала команда из 30 специалистов. Говорить о стоимости проекта и инвестициях в него пока рано, считает Скрипкин, поскольку сейчас, в фазе развития, он потребует вложений. К сентябрю руководитель планирует выйти на 1000 оптовых заказов и пройти точку безубыточности. Конечно, оговаривает Дмитрий, если ситуация в стране кардинально не изменится, что возможно.
PARAvvoz не забывает и про отечественных производителей Скрипкин планирует развивать на платформе поиск торговых площадок для наших товаров. «Пока у нас были мировые гиганты, к локальным небольшим компаниям относились все-таки с пренебрежением: у них нет таких объемов и маркетинговых бюджетов. Сейчас стоимость импортных товаров выросла, а многие и вовсе исчезли, и наша идея – помочь и производителям встать на полки, и восполнить дефицит. Для отечественных компаний это будет бесплатно», – комментирует Дмитрий.